Основная образовательная программа начального общего образования

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №14

 

Пояснительная записка

    Основная  образовательная  программа начального общего  образования  разработана  на основе  п. 6,7 ст. 32 Закона РФ «Об  образовании», ст.14,15 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), Примерной ООП НОО.

      Данная основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

     ООП сформирована  с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

-с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

-с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

-с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

-с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

-с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

-с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

     МБОУ СОШ №14 несёт ответственность за выполнение ООП перед родителями (законными представителями), учащимися и учредителем.

Актуальность программы.

      Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

      Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

     Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

     Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

• обучающихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

• общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты;

      Образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №14 создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих  возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

     Специфика контингента обучающихся определяется тем, что МБОУ СОШ №14 - школа для всех, где обучаются дети, проживающие и в микрорайоне школы, и в других районах.

      Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

 Задачи реализации ООП НОО:

  1. Обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
  2. Обеспечить воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
  3. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность обучающихся, обеспечить их эмоциональное  благополучие.
  4. Создать  систему психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» (медицинские, социальные, учебные, поведенческие).
  5. Создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.

Принципы и подходы:

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;

-переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

-ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

·обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

-разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Общая характеристика

Планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

-личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

-метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

 Основная образовательная программа НОО предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

-выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики;

-организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

-участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

-использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа (информационные технологии; проектно-исследовательские и др.)

-возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

-включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды ( района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Методической основой является  совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания. Учебники  эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения, Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям.

      Портрет выпускника начальной школы.

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,

  высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Этапы  и фазы реализации  основной  образовательной  программы

 В соответствии с возрастными особенностями младших школьников,   основная образовательная программа начального образования  условно  делится  на три этапа:

Первый этап (первые два месяца  первого класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе.

Цель: обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности.

Второй  этап (вторая четверть 1 класса ).

Цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной  деятельности в учебной общности класса.

Этот период характеризуется тем, что:

1) оформляется мотивация учения, зарождаются познавательные интересы, выходящие за рамки учебных предметов;

2)  происходит формирование учебной деятельности в классе.

3) самостоятельность ребенка достигает того уровня, когда часть учебной работы на этапе коррекции своих действий  он может и стремится выполнить сам, без посторонней помощи;

4) складывается коллектив класса как учебное сообщество;

Третий этап (второе полугодие третьего года обучения – четвертый год обучения), как и первый, имеет переходный характер. Этот этап опробования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться.

Цель данного периода начального образования - построить отсутствующий в современной педагогической практике главный, постепенный, некризисный  переход школьников с начальной на основную ступень образования.

Учебный год  представляет собой условный отрезок времени в календарном году, выделенный для систематического обучения детей. Учебный год соответствует этапам разворачивания учебной деятельности в классе. В связи с этим в нем  выделяются три фазы:

- фаза совместного проектирования и планирования задач учебного года (фаза «запуска»);

- фаза постановки и решения учебных задач года;

- рефлексивная фаза  учебного года.

Фаза  совместного  проектирования и планирования  учебного года (сентябрь)

Основными задачами первой фазы учебного года являются следующие:

-дать возможность младшим школьникам определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения;

-провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые могли бы быть утрачены в ходе летнего перерыва;

-создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания  возможных  будущих направлений  учения;

     Для решения этих  задач внутри первой фазы учебного года выделяется  четыре последовательных  этапа  совместных  действий  учащихся и учителя:

1 этап – проведение стартовых проверочных  работ по основным  учебным предметам;

2 этап – коррекция  необходимых для данного учебного года знаний (способов/средств  предметных действий) на основе данных стартовых  работ через организацию  самостоятельной работы учащихся;

3 этап – определение границ знания и незнания в каждом учебном предмете; фиксация  задач года и форма их представления;

4 этап – представление результатов  самостоятельной работы  учащихся по коррекции их знаний.

 Фаза совместной постановки и решения  системы  учебных задач (октябрь-первая половина апреля)

      В этой фазе в рамках постановки и решения учебных, учебно-практических задач создаются условия и предоставляются возможности для полноценного  освоения  следующих  действий  и систем действий:

- инициативного поиска и пробы средств, способов решения  поставленных задач, поиска дополнительной информации, необходимой для выполнения заданий, в том числе – в открытом  информационном  пространстве; сбора и наглядного представления  данных по заданию;

- моделирования выделяемых отношений изучаемого объекта разными средствами, работа в модельных условиях и решение  частных задач;

- самоконтроля выполнения  отдельных действий: соотнесения средств, условий и результатов  выполнения  задания;

- адекватной самооценки собственных учебных  достижений на основе  выделенных  критериев  по инициативе самого  обучающегося (автономная оценка);

- самостоятельного выполнения учащимися заданий на коррекцию своих действий, а также расширения своих учебных возможностей с использованием  индивидуальных  образовательных траекторий;

- содержательного и бесконфликтного  участия в совместной  учебной работе с одноклассниками как под руководством  учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);

- самостоятельного написания собственных осмысленных и связных небольших текстов (10-15 предложений);

- понимания устных и письменных высказываний.

Рефлексивная фаза  учебного года (вторая половина апреля – май).

Основными задачами  заключительной фазы  учебного года являются:

-определение  количественного и качественного  прироста в знаниях и способностях  учащихся по отношению к началу  учебного года;

-восстановление и осмысление  собственного  пути  движения в учебном  материале года, определение  достижений и проблемных точек  для каждого ученика класса (учениками);

-предъявление  личных достижений ученика классу, учителю, родителям, предъявление достижений  класса как общности (родителям, школьному  сообществу).

Данная фаза имеет  несколько этапов  организации образовательного  процесса:

1 этап – подготовка и проведение итоговых проверочных  работ. Анализ и обсуждение их результатов;

2 этап  - подготовка  и демонстрация (презентация) личных достижений учащихся за год.

Специфика кадров МБОУ СОШ №14 определяется квалифицированными специалистами, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Педагоги школы прошли  обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов. Образовательное учреждение предусматривает преемственность  методов и форм организации дошкольного и начального общего образования  за счёт максимально полного охвата детей различными образовательными услугами, оптимизации интеллектуальной нагрузки, что, в отличие от искусственного ускорения, даёт возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивает их гармоничное развитие.

         Условия реализации основной образовательной программы начальной школы

  1. 1.      Организационно-педагогические условия

 В начальной школе режим 5-дневной учебной недели. Начало уроков – в 08.30 часов в первую смену. Продолжительность урока в 1 классах 30 мин — 1 полугодие, 40 минут – 2 полугодие. Количество часов учебного плана в каждом классе соответствует максимально допустимой нагрузке учащихся при 5-дневной учебной неделе. Нагрузка учащихся в неделю не превышает норматив.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. В 1 классе проводятся дополнительные каникулы.

Наполняемость класса – 14 человек.

Продолжительность обучения: 4 года.

Организация образовательной деятельности

Основной формой обучения является очная (классно-урочная) система.

     Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.         

    При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Образовательное учреждение обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

-       с уставом и другими документами (должностные инструкции всех педагогических кадров), регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

-       с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

 

      Адресность программы.

Программа адресована:

Учащимся и родителям для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности  ОУ по достижению обучающимся образовательных результатов; для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможности их взаимодействия.

Учителям для углубления понимания смыслов образования и  качестве ориентиров в практической деятельности; администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП;

Учредителю  для повышения объективности оценивания образовательных результатов учреждения; для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности школы.

  Основная образовательная программа начального общего образования  содержит следующие разделы:

пояснительная записка;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального  общего образования;

учебный план начального общего образования;

программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего  образования;

программы отдельных учебных предметов, курсов;

программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

программа коррекционной работы;

система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

                                                             Протокол №1

заседания педагогического совета МБОУ СОШ №14     от 28 августа 2011 года.

Присутствовало 14 человек.

Повестка дня.

1.Об итогах учебно-воспитательной работы за 2010 – 2011 учебный год. Анализ результатов ЕГЭ  и ГИА 2011 года.

2.Об утверждении учебного плана МБОУ СОШ №14 на 2011-2012 учебный год.

3.Об утверждении учебной нагрузки педработников в 2011-2012 учебном году.

4.Об утверждении плана учебно-воспитательной работы на 2011-2012 учебный год.

5.Об утверждении расписания уроков, кружков и спортивных секций.

6.Об утверждении годового календарного учебного графика работы МБОУ СОШ №14.

7.Об утверждении плана массовых мероприятий.

8. О возложении дополнительных обязанностей на учителей.

9. О реализации Закона 1539 Краснодарского края «О профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних».

10. Об утверждении рабочих программ по учебным предметам на 2011-2012 учебный год.

       По первому вопросу слушали информацию директора по итогам учебно-воспитательной работы за 2010 -2011 учебный год. Он провел анализ работы и ознакомил  с задачами на 2011 -2012 учебный год.

Слушали информацию зам.директра по УВР по итогам ЕГЭ и ГИА 2011 года. Она ознакомила присутствующих с анализом ЕГЭ по району в сравнении с анализом по школе.

Решили: информацию директора и завуча принять к сведению, предложенные задачи внести в план работы на 2011-2012 учебный год.

По второму вопросу слушали информацию Яхно Т.Н.. Она ознакомила присутствующих с нормативными документами и проектом учебного плана на 2011-2012 учебный год (план прилагается).

Решили: информацию  принять к сведению, учебный план на 2011-2012 учебный год утвердить.

По третьему вопросу слушали информацию директора школы Максименко Н.В. Он зачитал справку о распределении учебной нагрузки на 2011-2012 учебный год.

Решили: утвердить предложенный объем учебной нагрузки.

По четвертому вопросу слушали информацию  директора школы Максименко Н.В.  Он ознакомил присутствующих с проектом учебно-воспитательного плана на 2011-2012 учебный год (прилагается).

Решили: учебно-воспитательный план работы на 2011-2012 учебный год утвердить.

По пятому вопросу  слушали информацию  директора.  Он ознакомил членов педсовета с расписанием занятий, кружков и секций на 2011-2012 учебный год (прилагается).

Решили:  расписание занятий, кружков и секций на 2011-2012 учебный год утвердить.

По шестому вопросу слушали информацию директора школы. Он  ознакомил присутствующих с годовым календарным учебным графиком работы МБОУ СОШ №14 на 2011-2012 учебный год (график прилагается).

Решили: годовой календарный учебный график на 2011-2012 учебный год утвердить.

По седьмому вопросу слушали информацию Дурнян Е.В. Она  ознакомила присутствующих с планом массовых мероприятий на 2011-2012 учебный год (прилагается).

Решили: утвердить план массовых мероприятий на 2011-2012 учебный год.

По восьмому вопросу слушали  информацию директора школы Максименко Н.В. Он ознакомил членов педсовета с проектом приказа о возложении дополнительных обязанностей на учителей школы, о внутреннем трудовом распорядке работы школы и должностных инструкциях для работников школы (прилагаются).

Решили: принять к сведению информацию для каждого сотрудника школы, выданные должностные инструкции изучить и выполнять.

По девятому вопросу слушали информацию Яхно Т.Н. Она ознакомила учителей с перечнем мероприятий, которые запланированы администрацией в целях реализации Закона 1539 Краснодарского края.

Решили:  1.Классным руководителям вести строгий контроль за посещаемостью учащихся.

2.Учителям, согласно графику поселения, принимать участие в дежурных рейдах.

По  десятому вопросу слушали информацию председателей МО. Они ознакомили присутствующих со спецификой и содержанием рабочих программ по различным предметам.

Решили:  рабочие программы по всем предметам, представленные  учителями для обсуждения и утверждения, утвердить.

 

Председатель педсовета                                                    Н.В.Максименко

Секретарь                                                                                Т.Н.Яхно

Бесплатный хостинг uCoz